Домой - Новости - Тематический парк отечественной истории открылся в горах курорта «Роза Хутор»

Тематический парк отечественной истории открылся в горах курорта «Роза Хутор»

На курорте «Роза Хутор» открылось уникальное горное шоу «Кавказские пленники». Об этом рассказывает продюсер, театральный режиссёр, театральный педагог; создатель фестиваля «Золотая маска», «Московского пасхального фестиваля» совместно с Валерием Гергиевым,  фестиваля современной пьесы «Новая драма», фестиваля театра для детей «Большая перемена» Эдуард Бояков.

-С первого июля проект “Кавказские пленники” в парке Лайзо, звучит довольно интригующе, расскажите что это за парк, в котором играют настоящие спектакли?

-Идея исторического парка — это очень серьезная и инновационная идея для российских курортов. Никто в России не пытался ее реализовать, хотя многие наши курорты: будь то Байкал, будь то Минеральные воды или Дальний Восток, имеют богатейшую историю и соответственно ресурсы. В лучшем случае все ограничивается экскурсиями. До недавнего времени и “Роза Хутор” не была исключением: чем здесь заниматься в зимний сезон — вполне очевидно, это прекрасный горнолыжный курорт, но летом отличная инфраструктура, построенная к Олимпиаде и рассчитанная на долгие годы, не использовалась на полную мощность. Поэтому приняли решение создать здесь тематический парк, посвященный отечественной истории и нацеленный не только и не столько на развлечения в чистом виде, но и на просвещение, воспитание и понимание нашей истории, истоков и традиций.

Красная Поляна, место действительно значимое для России и не только, потому что в 2014 году здесь прошла зимняя Олимпиада. Вы, например, знаете, что именно здесь, закончилась Кавказская война — самая длинная война в истории Российской Империи? Есть невероятное количество материалов, которое рассказывает о том, что персы, греки, византийцы, турки, генуэзцы, русские бесконечно воевали за эту территорию, это абсолютный форпост. Здесь начинается Кавказский хребет и это единственная точка между Каспием и Черным морем, где можно пройти на равнину-степь. Геополитика здесь столкнулась с географией. Этот стык природы с историей чувствуется здесь во всем.

 

-То есть можно сказать что вы решили заняться исторической реконструкцией?

-Мы не занимаемся реконструкцией исторических фактов, мы создаем притчу о том, как люди разных национальностей, культур и вероисповеданий здесь жили друг с другом, как переплетались их судьбы, как бывшие враги приходили к компромиссу и становились добрыми соседями и как здесь возникла неповторимая цивилизация, детьми которой мы все являемся сегодня.

 

-Название “Кавказские пленники” наводит на мысли о войнах, естественно вспоминаются произведения классиков.

-Мы делаем спектакль совсем не про войну.  Кавказские пленники в конце спектакля —  это люди, плененные красотой этих гор, этих людей. Это «пленники» Родины.  Речь не о зомбировании — «Вокруг враги, а мы патриоты!», не об эстетике футбольных фанатов, речь о создании теплого символического пространства. Любовь к своей стране должна питаться изнутри.

Что же касается сценария, литературной основы нашего спектакля: мы сочиняли пьесу втроем с драматургом Владимиром Забалуевым и Юлианой Бачмановой, арт-куратором и историком.  Но до этого мы перелопатили огромные пласты исторических материалов, списывались с местными музеями и библиотеками, можно сказать искали актуальные темы в исторических сюжетах и деталях. Вообще, драматургический поиск не может быть абстрактным, настоящий сюжет рождается в связи с «гением места». Я уверен, что если не связывать спектакль с землей, с географией, с историей, с «духом времени» — то в нем нет смысла. Нельзя сделать просто «красиво». Или ограничится рассуждениями об «универсальных ценностях». Мы с Забалуевым и Бачмановой, отталкиваясь от исторических фактов, сочинили притчу, миф.

 

-В вашем спектакле есть Черный и Белый кланы, у которых вполне узнаваемые черты разных народов, и они враждуют между собой, по крайней мере в начале спектакля. В сегодняшнем неспокойном мире это звучит как вполне острое, едва ли не политическое высказывание.

-Ну в шахматах тоже есть черные и белые, и это деление не несет никакой моральной или политической оценки. Мы разделили, если говорить о поэтическом приеме, о притче, народы на два клана: на белый и черный. Черный — это армяне, черкесы, адыги, осетины, кабардинцы. Белый – это греки, византийцы, сарматы, генуэзцы, русские. Символом спектакля являются две башни. Одна черная кавказская каменная. Вторая – белая, деревянный острог, форт, как у миссионеров или путешественников. Мы констатируем, что содержание человеческой истории, это содержание войн и последующих примирений. Мы точно не пытаемся принять сторону одного из кланов, белого или черного, мы просто рассматриваем природу этого конфликта, показываем, как часто он берется из абсолютной чепухи, просто из-за каких-то амбиций, например, из-за спора женщин о специях, как у нас в спектакле. И из этого спора сперва о специях, потом о качестве детей, вырастает страшная война, которая доходит до космического размаха, до Прометея и Насрена (герой нартского северокавказского эпоса)*, которые в итоге тушат огонь, который сами же и  дали людям.

И только дети могут разгрести угольки и раздуть огонь заново, и только вместе, потому что угольков очень мало. В этом достаточно прямое высказывание нашего спектакля. Раздувать огонь очага нужно вместе, чтобы остаться в живых. На самом деле здесь существует попытка разобраться с миром взрослых на примере детей. Мир взрослых провоцирует войну, он воспитывает в детях готовность воевать всегда. А дети, не хотят этого, дети хотят играть, этому посвящены и песни нашего спектакля, и идеология. Надежда на детей. Может тогда и взрослые соберутся.

* Всем известная легенда о Прометее, который украл у богов огонь и передал его людям, имеет абсолютно симметричное отражение в нартском эпосе (эпос народов Северного Кавказа). А ведь нартский эпос – один из самых масштабных в человеческой истории. Насрен – так зовут нартского героя, практически повторяет подвиг Прометея, весь этот сюжет, с той лишь разницей, что Насрена приковывают к горе Казбек, а Прометея к горе Эльбрус.

 

-Жанр “Кавказских пленников” — горное театральное шоу — звучит как заявка на новый формат. Поделитесь что ждать зрителям и на какую публику?

-Что касается публики — мы поставили перед собой очень интересную и амбициозную задачу, мы мечтаем увлечь не только и не столько заядлых театралов, но и публику, которая в театр  вообще не ходит. «Кавказские пленники» не артхаусная штука, претендующая исключительно на фестивальные призы. Я считаю, что театр, и современное искусство в целом, в серьезном долгу перед публикой. Сегодня, как никогда, опасно противопоставление массового искусства и элитарного. Мне кажется, что в этом очень много ненужной спеси и высокомерия. Мы хотим создавать искусство, доступное для самого широкого круга зрителей, но качественное и честное, духоподъемное и неспесивое.

 

-И поэтому вы решили “показать класс” и привезли в Сочи свою московскую команду?

-Вовсе нет, мы очень сознательно делали не гастрольный проект. У нас конечно есть московские звезды, но мы привлекли десятки людей из местной театральной, танцевальной, хип-хоп тусовки. Мы уверены, что ничего не сделаешь исключительно на привозном или местном ресурсе. Успех такого большого и амбициозного проекта может быть только результатом творческой синергии столичных и местных артистов, Москвы и Краснодарского края. Мы воплощаем философию любви и интеграции разных традиций, существующих внутри российского культурного пространства не только на сцене, но и за кулисами, посмотрите какой у нас потрясающий интернациональный каст: Павлюк, Нарсесян, Парастаев, Антонят, Басараб, Варелджян, Котаев, Русский.

.

.

.

Смотрите также

Казаки приняли участие в фестивале

Воспитанники казачьего военно-патриотического клуба «Святогорец» города Сочи приняли активное участие в подготовке XXVI открытого фестиваля-конкурса …

6LfmZQ0UAAAAAIh8MaQpDcyYGlEtVQFnuyCcrNb3
sochilens.ru download blog.gurbanivision.com download blog.kitandknit.es download