Последние новости
Домой - Новости - Интервью - Борис Корчевников: «Главное качество журналиста — это любопытство»
Фабрика красоты

Борис Корчевников: «Главное качество журналиста — это любопытство»

img_7385Со 2 по 7 ноября в Сочи проходил 16-й Международный детский фестиваль искусств «Кинотаврик».  Ребята со всей страны, а также из ближнего зарубежья соревновались между собой в самых разных творческих конкурсах в номинациях «Вокал», «Хореография», «Мода», «Театр», «Кинодебют». Одним из самых заметных и информативных внеконкурсных событий фестиваля стала творческая встреча с Борисом Корчевниковым. Известный актер, журналист, телеведущий рассказал о секретах своей профессии, дал советы начинающим журналистам и поделился с ними своим профессиональным опытом.

Встреча проходила в формате «вопрос – ответ». И каждый из ребят мог узнать все, что ему интересно о профессии журналиста и не только.

— Что должен уметь актер и журналист?

— Он должен уметь жить не собой, а абсолютно растворяться в других людях. В актерской профессии очень много психологии, в журналистской — то же самое.

— Вы попробовали себя в разных профессиях. Какая, на ваш взгляд, самая сложная из них – актер, журналист или ведущий?

— Однозначно репортёр. Репортаж – король всех жанров на телевидении. Я уверен, что не смог бы сейчас работать в качестве ведущего ток-шоу, причем такого ток-шоу, где царят эмоции, всё разворачивается на твоих глазах и тебе надо, содной стороны, этим хаосом управлять,  с другой стороны, этот хаос будить, чтобы люди не спали, чтобы их как-то разжигать, а с третьей стороны — вести программу к тому смыслу, которому тебе нужно. Потому что только ведущий знает, к какому  итогу должна прийти программа. Я бы не смог, наверное, этого делать, если бы не прошел репортёрского прошлого. Репортаж — это жанр, в котором  приезжаешь на точку и твоя задача — передать жизнь такой, какая она есть. Задача увидеть, сделать её максимально естественной. Знаете, иногда на интервью, если с человеком неправильно начать вести это интервью, он так зажимается, так закрывается, что становится не интересно, что это уже не жизнь. Твоя задача – передать живую жизнь. Для этого надо уметь общаться с людьми. Уметь таким образом снимать, чтобы эта живая жизнь передалась. Могу сказать, как это делается: нужно уметь видеть детали. Это вообще самое главное. У Пастернака, кажется, есть такие строчки: «всесильный бог любви, всесильный бог деталей». Детали — это самое главное в нашей профессии. Деталь скажет о человек, о событии значительно больше, чем общие какие-то слова.

Например, я делал репортаж про 9 Мая. Ветераны, праздник в Москве, шествие. Очень трогательно. У каждого ветерана есть свои воспоминания. Можно многое говорить и показывать. У одного ветерана, с которым я общался, были очки с роговой оправой. И эти очки на переносице были перевязаны медицинским пластырем. Понимаете, маленькая эта деталь, ВСЁ говорит про жизнь этого человека. Про нынешнюю жизнь человека, который когда-то не пожалел ее за страну.  А теперь, может, он настолько сильно нуждается. Может, у него нет родных, которые бы ему помогли. Может быть, ему не хватает пенсии даже на нормальные очки. Это было много лет назад, но вот через такие детали человек может раскрыться намного больше, чем просто пообщавшись с другим человеком, с журналистом.

Какую литературу вы посоветуете начинающему журналисту?

— У Бунина есть такой роман «Жизнь Арсеньева» . Это роман про то, как сам Бунин становился писателем. В этом романе есть удивительный момент: как он заходит в чайницкую и описывает, знаете, на салфетке след от мокрой чашки. Бунин пишет: когда я понял, что смог описать этот след, я стал писателем. Это книга про становление творческого человека. Там куча личных переживаний, он пишет, когда его бросила невеста: «Если я не покончил с собой в этот вечер, то только потому, что решил сделать это на следующее утро». Это очень исповедальная книга. Но при этом, параллельно все эти внутренние переживания он переносит в топку профессии. И это все становится его багажом, который потом он реализует как писатель. Эту книгу полезно и нужно прочитать каждому журналисту.

— Как вы оцениваете опыт, приобретенный в сериале «Кадетство»?

— Этот опыт позволил мне узнать себя. Заглянуть в себя, увидеть себя с какой-то другой грани, став немножко другим человеком, хотя и оставшись самим собой. Это хороший опыт.

— Сейчас на телеканале «Россия 1» идет реалити-шоу «Команда», ведущим  которого вы являетесь. Интересно, сколько в этом проекте телешоу, а сколько действительно тех людей, которые готовы менять что-то в республике? 

— Смотрите, все, что касается шоу, — это дело продюсеров. Наша задача — сделать это максимально интересным для зрителя. Есть какие-то драматургические приемы, но это документальный проект. Это реалити-шоу. Это жизнь. Для ребят это абсолютно достоверно. Ребята, которые приехали, бьются за эту должность. Причем чем дальше, тем злоще. Им это действительно нужно. В каждой серии кандидаты конфликтуют друг с другом по очень интересным причинам. Это не желтая такая, не личная дрязга, они конфликтуют из-за каких-то своих идеалов, из-за представлений о том, каким должен быть человек на государственной должности. В этом смысле мы создали абсолютно новый формат. Плюс у нас есть абсолютно искренний харизматичный лидер, который сам прозорливее нас всех и самих кандидатов. Он сам видит точки конфликтов в командах, умеет их разрешить, обострить и даже разбить заговоры между ребятами. Красиво. Очень психологически. Многое открывает о власти. Мне очень интересно, как раскрываются в нем люди.

— Как вы научились главным качествам журналиста?

— Как говорил Булгаков, все «достигается упражнением». Я научился этим качествам в поле. Знаете, волка ноги кормят. Это профессия не белоручек. Мы очень часто идем в чужую беду, чужую боль. Мы идем туда, где нам самим не комфортно. Мы каждый день выходим из своей собственной зоны комфорта. Эта профессия учит самоотречению. Как этому научиться?  Да просто брать и идти каждый день. Не ждать, пока тебя осенит вдохновение. У меня способ один: вообще не думать о себе ни капельки. В каком бы настроении я сегодня ни проснулся, что бы со мной ни было, просто не думаю о себе. Забыл. Просто пришел. Вот перед тобой люди, истории, боль. Открылся, впустил это в себя и дальше уже все, оно всё само и пошло. Просто забывать о себе чаще и работать.

Кем вам быть интереснее — актером или телеведущим?

— В моем случае это журналистика и ведение ток-шоу. Актерская работа — это была такая очень важная ступень, которая многому меня научила. В частности, забыть о том, как ты выглядишь со стороны. Например, в ток-шоу мы стоим в этой студии, это вообще особая вещь, как делаются такие шоу, почему они такие, но в этой стадии ты весь как на ладони. Там невозможно ничего сыграть, сфальшивить. Любую фальшь, если у тебя нет внутри того, о чем ты говоришь, зритель  тебе не поверит. А такого плана ток-шоу смотрят во многом из-за доверия ведущему. Если ведущий не естественен, если он фальшивит, то это сразу видно. Актерская профессия научила меня просто забывать о том, как ты выглядишь со стороны. Но телеведущий мне больше нравится. Потому что там ты говоришь свои мысли, свои слова, ты все время с живыми людьми, а не с персонажами из сценария.

Какие профессии вам были интересны, когда вы учились в школе?

— Моя мама работала заместителем директора в театре, естественно, когда я учился в школе, я хотел стать директором театра. Выше мне ничего не представлялось, если мама заместитель, значит, я должен быть директором театра. Потом я стал сниматься в кино, хотел стать кинорежиссером. Мне нравился Никита Михалков, я думал, что у меня тоже будут усы, и я буду сидеть и командовать. А потом получилось так, как получилось. Случайно мы с мамой сидели дома, по телевизору шла программа «Там Там новости!» Они говорят: вот мы набираем ребят. И мама меня отвела. Те времена закончились, я поступил на журфак и актёрский одновременно, но выбрал журфак. Никто мне  ничего на блюдечке не приносил. В России столько газет, столько СМИ, безработным остаться — ну это надо очень постараться в нашей профессии.

Какая у вас мечта?

— Какая у меня мечта…  Я раньше о многом мечтал для себя, а сейчас у меня такая, уже банальная, может быть, мечта, к которой приходишь уже с годами, но мне всегда хотелось быть многодетным папой.

Как бороться с творческим кризисом? Какой совет вы можете дать, чтобы сохранить уверенность в себе и не забросить любимое дело?

— У Макаревича была такая песня…

Я смысл этой жизни вижу в том,

  Чтоб, не жалея ни души, ни тела,

  Идти вперед, любить и делать дело,

  Себя не оставляя на потом.

 

  Движенья постигая красоту,

  Окольного пути не выбирая,

  Наметив в самый край, пройти по краю,

  Переступив заветную черту.

 

  Не ждать конца, в часы уставив взгляд,

  Тогда и на краю свободно дышишь.

  И пули, что найдёт тебя,

  Ты не услышишь, а остальные мимо пролетят.

Еще в детстве запали эти слова. Что нужно делать? Просто не замечать. Еще сильнее и больше углубляться в работу. И хандра сама пройдет. Если мы сами в себя не верим, никто в нас не поверит. Это усилие воли. Когда я теряю почву под ногами, когда теряю цель, все в расфокусе, когда  не знаешь, куда плыть — никакой ветер тебе не попутный в жизни. Нужно обретать цель. И, обретая цель, ты снова становишься цельным.

Сейчас всюду слышно, что наше поколение потеряно, ничего не хочет. Как вы относитесь к этому? Что можете сказать о подростках?

— Пусть обществоведы занимаются этими обобщениями, я с этим категорически не согласен. Я сам из 90-х годов. Мой год рождения – 1982-й. Все мое детство, школа, пришлось на самое потерянное поколение, когда всем было ни до кого и ни до чего. У меня в моей семье всегда всем было до всего и до кого. Времена не выбирают,  в них живут и умирают. Я вижу, что здесь целый зал абсолютно неравнодушных людей. Язык не повернется ни про кого из вас сказать: «потерянное поколение». Поэтому все это депрессивные домыслы. Давайте в это не верить. Мне кажется, сегодня у нас, наоборот, период возможностей. Вот мы, правда, живем в период возможностей. Долго ли он продлится, неизвестно.

Часто ли бывает так, что журналистам приходится разговаривать на неприятные для них темы?

— Практически всегда. Нужно учиться не думать о себе, о том, что тебе самому лично неприятно. Просто так приходишь и работаешь. Всё. Не думаешь вообще ни капельки о себе. Ты просто весь в человеке. Репортёру всегда придётся оказываться там, где по-человечески ему может быть некомфортно. Но в этом и счастье какое-то этой профессии.

— Что для вас звездная болезнь? Болели ли вы когда-нибудь ею? Как с этим справиться?

— Звездная болезнь — страшная история. Ёе главный симптом – человек совершенно не понимает, кто он есть на самом деле. Он еще себя не знает, и он реально начинает думать, что всё то, что о нем говорят люди – это и есть правда. Поэтому звёздной болезни так подвержены дети. Когда дети становились всесоюзными знаменитостями, ломалась их психика, появлялась уверенность, они расслаблялись. Потому что начинали верить тому, что о них говорят окружающие. Звездная болезнь – это кризис самоидентификации. Это кризис отношения к самому себе. Ты не знаешь, кто ты такой. Ты смотришь на себя только глазами других. Ты начинаешь в это верить и теряешь себя окончательно.

Рецепт от звездной болезни: работать всегда . Как-то режиссер Александр Сокуров мне сказал: «Ты не верь тому, что тебе говорят, особенно, когда хвалят. Может быть, и правду говорят, но на всякий случай — не верь».

 

Правила профессии от Бориса Корчевникова:

  • Интервью — самое главное в профессии журналиста. Интервью — это умение общаться с людьми.

 

  • Где-то я слышал такую формулировку: журналист — это человек, который знает всё и умеет всё, но по верхушкам.

 

  • Меня в своё время, может быть, и со временем, толкнуло в профессию желание коммуникации, общения с людьми.

Главное, что двигает людьми (как мне кажется, должно двигать людьми) в этой профессии — это желание коммуникации с другими людьми, искренний интерес к другим людям. А всё остальное: умение писать, умение работать в кадре, умение быть ведущим, какие-то репортажные приёмы, интервью, стендап,-  поверьте мне, это всё приходит потом.

 

  • Журналистика — это сложная профессия, в которой ты себе не принадлежишь, ты сам не живёшь, ты смотришь, как живут другие, ты всё время находишься не на своей территории, а на территории других людей, других жизней. Это влияет на здоровье, на нервы, на психику. Это тяжелая жизнь.

 

  • Хороший человек – профессия. Я не видел ни одного хорошего журналиста, который одновременно был бы злым человеком.

 

  • Я прочитал статью «О любви в нашей профессии», и она меня перевернула. Михаил Чехов был уверен, что если ты не умеешь любить людей, ты не сможешь быть хорошим актёром. В актерстве ты должен уметь сострадать своему герою, чтобы перевоплотиться в его образ, ты должен быть очень чувствительным к другим людям, к своему партнёру. Это абсолютно то же самое качество, которое нужно и в журналистике. Единственное отличие, что в актёрской профессии перед тобой сценарий, и ты должен чужой текст сделать своим. Журналист, для меня, например, более захватывающая вещь, потому что это живая жизнь, это всё настоящее, всё живое. Твой текст, твои идеи, твой взгляд на эту жизнь. И ты эту жизнь должен полюбить и передать людям. Получать информацию, делиться ей, но самое интересное — ты приходишь в чужую жизнь, через себя пропускаешь и выдаешь результат. Только ты увидел эти детали, только ты их передал. Вот для этого надо любить. Это исходная вещь. Остальное – детали.

 

  • Профессии нужно учиться в практике, ещё до поступления в вуз начинать работать. Не тратить себя на теорию, сразу в практику.

 

  • Самое главное качество журналиста — это любопытство и умение удивляться. Если вы идёте в профессию, сохраните навсегда две вещи – способность удивляться (если это умрёт в вас, перестанете быть журналистом) и способность открываться.

 

  • Как сделать так, чтобы человек тебе открылся? Надо самому открыться, надо быть самим собой, быть настоящим.

 

Арина Никитина,

участница ТО «Кислород»

Центра дополнительного образования «Хоста» (Сочи), 16 лет

comments powered by HyperComments

.

Прокомментировать публикацию Вы можете внизу страницы.

.

.

.

Жми "Нравится" и получай ещё больше интересного на нашей странице Facebook!
 

 

.

Смотрите также

Предварительные продажи единого ски-пасса на горных курортах Сочи начнется осенью

В эти дни горные курорты Красной Поляны разрабатывают единую систему, которая позволяет фиксировать гостей по …

6LfmZQ0UAAAAAIh8MaQpDcyYGlEtVQFnuyCcrNb3