Домой - Новости - Культура - Слава Полунин: Счастью учит Асисяй

Слава Полунин: Счастью учит Асисяй

В самый разгар лета в горах Сочи пошел снег. Крутились снежинки, свистела метель, летели бураны, оплетая все паутиной нежности. Такое чудо жителям и гостям курорта подарил знаменитый клоун Вячеслав Полунин. В горы Сочи он привез свое легендарное «сНежное шоу».

— Я не занимаюсь искусством. Я учу людей быть счастливыми, а клоунада – это лишь инструмент, — поделился мыслями любимый многими Асисяй.

И действительно, буквально через несколько минут на лицах у зрителей – взрослых и серьезных мужчин, прекрасных дам и непоседливых ребятишек появились улыбки. Улыбки, которые будут с ними еще очень долго. О счастье и дураках, судьбе и призвании, героях и инженерах – в беседе с профессионалом праздника и фантазии Вячеславом Полуниным.

— «сНежное шоу» знают и любят в разных странах. С гастролями, вы объехали целый мир. Почему решили представить его в Сочи?

— Если честно, всегда еду туда, куда меня приглашают. Правда звать иногда приходится долго, так как гастроли у меня расписаны на полгода. И тут все зависит от настойчивости приглашающей стороны. На «Роза Хутор» оказались очень настойчивые продюсеры. К тому же хотелось посмотреть, что это за новый концертный зал построили в горах, попробовать может ли он быть гармоничным для театра. Оказалось — площадка легко трансформируется, мы сделали из огромной — очень уютную и камерную. А что касается Сочи, то для меня это синоним лета. Когда-то трудился в ансамбле «Дружба», который каждый год с гастролями на несколько недель обязательно приезжал в этот город. Мы работали в «Летнем театре», и я всегда лежал на пляже до последней минуты, бежал на сцену только тогда, когда уже звонок слышал. Даже придумал несколько номеров в одних трусах, изображал спортсменов – то боксера, то бегуна. Это было очень смешно. В Сочи ведь люди отдыхают, у них праздник на душе, а я как раз являюсь профессионалом праздника!

— Действительно, Сочи для многих – праздник, как и ваши выступления…

— Сейчас я работаю над большим проектом во Франции. Он называется «Желтая мельница». Исследую все современные праздники. Великий русский философ театра, которого считаю своим наставником, Николай Евреинов сказал: «В будущем нас ждет театрализация жизни». Я в это верю! Сегодня постепенно искусство уходит из залов, выставочных, театральных, и рассыпается в человеческой жизни. Когда создавал «сНежное шоу», не думал, для чего или кого, чувствовал, что просто не могу этого не делать. На меня очень сильно повлиял великий русский актер Михаил Чехов, он первым начал задумываться о том, что в театре – главное атмосфера. Не сюжет, не герой, а атмосфера. На «сНежное шоу» люди ходят по 50 раз, потому что им важно, что воздух пропитан возвращением к детским мечтам, к радости жизни.

— Помню, как в детстве смеялась над знаменитым Асисяем с телефонной трубкой. Ваш герой продолжает радовать и удивлять спустя двадцать лет. Как придумали такой персонаж? Откуда черпали вдохновение?

— Дело это – не быстрое. Сначала ты навоз возишь, потом зерно сеешь, ищешь, удобряешь, грядки окучиваешь, потом раз, и что-то проросло. Если сидеть и ничего не делать, то ничего и не появится. Несколько лет я занимался исследованием народного героя, изучал в чем феномен Дон Кихота, Маленького Принца, Иванушки-Дурачка. Думал, а что в них притягивает людей? Понял, что нужно своего героя сложить так, чтобы он откликался в каждом. Начал собирать, что мне нравится в себе, что в моих друзьях и знакомых. Это как складываешь мозаику – чуть-чуть искренности, чуть-чуть упорства, чуть-чуть восторга. В какой-то момент вдруг понимаешь – образ здесь очень кстати.

— Сменилось уже целое поколение, а Асисяя до сих пор любят и ждут. Насколько различны ваши зрители разных лет и разных стран?

— Когда начинал, внимательно следил за тем, чтобы мой герой был понятен хоть бабушке, хоть ребенку, хоть иностранцу. Стремился, чтобы у моего искусства не было ограничений. Поэтому, как только встречался какой-то зритель, которого не цепляло, искал способ к нему пробиться. Это постепенно и происходило. Объехал вначале всю Россию, а потом захотел убедить в необходимости нежности весь мир. В Англии сказали – это слишком сладко, очень медово. Для русского человека сопереживание — нормально, а для англичанина неудобно демонстрировать чувства. Начал искать к ним подход. Сделал своего героя демоном. Повесил нос грушей, нарисовал черные глаза. Это вызвало доверие и любовь английских зрителей. Но я же просто своего русского героя спрятал внутрь демона. Многому научился на ошибках своих предшественников. Когда Чарли Чаплин попытался сыграть короля в Нью-Йорке и ушел от своего героя, фильм получился очень плохим. Или Марчевский в заплаточных штанах в 50 лет продолжать играть молодого веселого паренька. Но ведь герой должен быть тем, кем ты являешься сейчас. Начинаешь меняться, и он меняется вместе с тобой. Об этом я задумался заранее, когда только начинал свои первые шаги. Вот и получился такой ребенок-старичок, философ, задумчивый и радующийся жизни.

— Вы добились признания во всем мире. Что думаете о состоянии российского цирка сегодня?

— Достаточно сложное, причем тянется это давно. Конечно, по мастерству мы с китайцами лидеры. Стоять на голове, кидать шары, жонглировать — лучше нас этого никто не может. Артисты очень талантливые. Но нет режиссеров, сценаристов, нет системы. Когда-то мне самому пришлось возрождать клоунаду. Когда в нее вгляделся — какое-то непонятное существо уровня XVII века, просто повеселить детей. Никто не задумывался, что это повод понять себя, постичь целый мир. Главная забота российского цирка сегодня — воспитать поколение мыслителей. Посмотрите на Францию. Государство помогло создать школу, которая постоянно выдает кадры. Сегодня десятки маленьких цирков удивительной красоты и поэзии работают по всей стране. Французы, которые вообще-то никогда не достигали особенных высот в этом искусстве, сейчас просто лидируют. Не потому, как они это умеют делать, а по тому, как они умеют мыслить.

— А как вы решили стать клоуном. Знаю, что одно время даже учились на инженера…

— Если честно, с детства я был очень смешным. В школе стоило обернуться к классу, тут же хохот! Учителям не нравилось, до сих пор помню: «Полунин, вон из класса!». Так и превратился в клоуна, понял, что это будет любимым делом жизни. А насчет инженера, это была просьба моей мамы. Она считала, что это единственная профессия, которая может прокормить человека. Я честно пытался, а потом взял маму, притащил ее в театр. Она сказала: «Кажется, ты можешь это делать так, чтобы зарабатывать себе на жизнь!» Естественно, разрешила мне бросить инженерную стезю. Клоунами не становятся, ими рождаются — это судьба, и попытка от нее уйти никогда не удается. Ребята из моей команды, что только ни делали, чтобы не заниматься клоунадой. И на стройках работали, и в школах, и в милиции – бесполезно! Возвращались в клоунаду! Это затягивает, как воронка.

— У меня ребенок тоже очень смешной. Посоветуете идти в клоуны?

— Первое, что говорю, когда ко мне обращаются за подобным советом – никогда не занимайтесь этой профессией! Если человек возвращается в десятый раз – отправляю мыть посуду в моем театре, красить сцену, ставить декорации. Если все выдержит, только тогда говорю, что из тебя возможно и выйдет артист! Так было и с моими сыновьями. Сказал им: «Берите и делайте, что вам попало под руку. Испробуйте как можно больше профессий, что-то полюбите на всю жизнь». Младший сын Ванька, например, полгода работает клоуном. А вторые полгода нанимается учеником к какому-то ремесленнику. Сменил уже полтора десятка профессий, они у него в руках и в голове. Сейчас он на острове Бали делает невероятной красоты горшки. Второй сын Дима всегда интересовался техникой. Он следит за всеми новинками, знает все детали, во всех моих проектах он технический директор.

— Поэтому вы решили помимо профессии артиста попробовать роль президента, возглавить «Академию дураков»?

— «Академию дураков» создал в альтернативу заумным людям. Они все время делают вид, что знают, как построить мир, как сделать людей счастливыми, но ничего у них не получается. А вот дураки — всегда счастливы. Бесконечно рады, что живут на этом свете! Вот мы и начали помогать умным, рассказывать, объяснять, затягивать в наши события. Два года занимаюсь с японцами, на каждых гастролях у меня появляются ученики из страны Восходящего солнца. Так вот они говорят: «Мы слишком серьезные, научите нас радоваться и смеяться!» Даже лекцию читаю «Как быть счастливым». В ней всего 72 пункта. Просто нужно вызубрить их и все – полные штаны счастья обеспечены.

Поделитесь с нами основными?

— Конечно. Они бесконечно просты. Первое – делай только то, отчего внутри «дзинькает». Второе — делай только с теми, кого хочешь обнять. Сразу понятно, с кем ты хочешь что-то делать, а с кем нет. Третье — делай там, где счастливое место. Во всем должна быть гармония. Я, например, иногда год ищу место, где буду репетировать.

— Глядя на вас, можно не сомневаться, что советы работают! Говорят, вы на гастроли всегда возите с собой подушку, на которой рождаются идеи, никогда не одеваете часов и не смотрите телевизор. Может поэтому вы в такой замечательной форме?

— Добавьте, я еще газет не читаю! А зачем? Я до 45 лет и вина не пил, правда потом попал во Францию, и мне жутко понравилось (смеется). Зачем все это нужно, если я всегда был в своих фантазиях, в своем творчестве. Надо просто любить жизнь, понимать, как прекрасно существовать на этом свете. Влюбляться, смотреть на все открытыми глазами, удивляться и вляпываться черт знает во что. Это радость, а значит и счастье…

Ирина СИЗОВА.

.

.

.

Смотрите также

Шоу мыльных пузырей и сказочный турнир пройдет в Сочи Парке

В Сочи Парке проведут веселые каникулыВ дни каникул, с 13 по 31 марта, в тематическом …

6LfmZQ0UAAAAAIh8MaQpDcyYGlEtVQFnuyCcrNb3
sochilens.ru download blog.gurbanivision.com download blog.kitandknit.es download