Домой - Новости - Культура - ШКОЛЬНЫЕ АГРОПАРКИ СОЧИ — НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

ШКОЛЬНЫЕ АГРОПАРКИ СОЧИ — НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Сегодня экологическая грамотность и культура общества рассматриваются как часть базовой грамотности человека XXI века. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что перед государством, с одной стороны, стоит задача формирования экологически ориентированного поколения граждан для гармонизации отношений человека с природой, с другой – ориентирование подрастающего поколения на получение фундаментального естественнонаучного образования для формирования «зеленого» кадрового резерва.

В социально-экономической сфере сегодня одной из стратегических задач является обеспечение продовольственной безопасности России, а для этого необходима подготовка будущих специалистов-аграриев нового поколения, владеющих современными технологиями и способных к инновационной деятельности.

Проект «Школьный агропарк» реализуется в Сочи с сентября 2019 года. Проект направлен на развитие интереса школьников к современным агротехнологиям и агробизнесу, повышение результативности их профессиональной ориентации. А так же позволяет создать условия для реализации целевой модели дополнительного образования через построение вариативных учебных планов, сочетание различных форм обучения, применение дистанционных технологий, использование сетевой формы реализации образовательных программ.

Создание Школьных агропарков – это создание современной практико-ориентированной, мотивирующей образовательной среды, ориентированной на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей обучающихся в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии, формирование у детей и молодежи естественнонаучной грамотности, а также подготовка кадрового резерва для работы в сфере актуальных и перспективных профессий как аграрного направления, так и естественных наук в целом.

Особенностью города Сочи является то, что протянувшись вдоль берега Черного моря на 140 км, более половины его территории относится к сельским населенным пунктам. А это и отдаленность детей от Центров дополнительного образования и городских развлечений, и сложившийся бытовой уклад, где у каждой семьи есть подсобное хозяйство, и совершенно иной статус школы, где она является центром и образования, и культуры, и досуга. Кроме того, традиционно, сельским школам отводится большая территория, которая, в соответствии с их социальным статусом должна быть самостоятельным образовательным и культурным пространством.

Такая численность сельских школ в составе городского муниципалитета, отдаленных от центра большими расстояниями и транспортной доступностью, связанной с географическими особенностями местности, ставит задачу по выравниванию доступности предоставления дополнительного образования детям из сельской местности. А традиционный уклад ведения частного хозяйства позволяет использовать его как ресурс для развития аграрной составляющей дополнительного образования и профессиональной ориентации.

В недалеком прошлом город Сочи славился на всю страну не только как здравница, но и высокоэффективная сельскохозяйственная территория. Город окружали овощные поля и фруктовые сады. Кроме того, природа Сочи уникальна, это единственное место в России, где возможно выращивание субтропических плодовых растений, что обусловлено климатическими условиями территории.

Актуален вопрос и для городского озеленения. Как обустроить озеленение при дефиците площадей, что сажать и как ухаживать, чтобы созданные посадки были устойчивыми? Для Сочи это важно еще и из-за жаркого климата. Новые технологии пришли во все сферы нашей жизни и в «Атласе новых профессий» появилась профессия сити-фермера «Специалист по обустраиванию и обслуживанию агропромышленных хозяйств на крышах и в зданиях небоскребов крупных городов. Вертикальные фермы – автономные и экологичные конструкции, позволяющие выращивать растения и разводить животных в черте города – повестка ближайшего будущего».

Эти факторы обусловили выбор участников проекта, из 14 образовательных организаций, ставших участниками проекта в 2019 году — 10 являются сельскими школами, 3 городскими и одно учреждение дополнительного образования – Эколого-биологический центр, который является и участником и координатором проекта. В 2021 году к проекту присоединились еще 4 школы – 2 сельские и 2 городские.

Основные направления деятельности Школьных агропарков:

— обустройство пришкольной территории как образовательной среды способствующей интеграции общего и дополнительного образования естественнонаучной направленности и развитию у детей и молодежи практических навыков использования полученных знаний;

— реализация программ внеурочной деятельности и дополнительного образования с использованием потенциала Агропарков, в том числе краткосрочных программ в летних лагерях и каникулярное время;

— реализация программ трудового, патриотического, экологического воспитания;

— профессиональная ориентация школьников в современных, востребованных аграрных профессиях, с привлечением специалистов из науки и реального сектора экономики;

— развитие исследовательской и опытнической деятельности учащихся.

Мы хотим дать возможность каждому школьнику увидеть  уникальный потенциал города, показать, что сегодня грамотный аграрий – это востребованный специалист и успешный хозяин, использующий в своей деятельности современные экологически и экономически обоснованные технологии.

С учетом региональных особенностей и экономических потребностей региона, выделено развитие следующих аграрных направлений:

Плодовый сад — обязательными культурами являются посадки субтропических плодовых — хурмы, инжира, фейхоа, киви, представителей цитрусовых.

— Огород — с обязательным использованием современных технологий обработки почвы, полива, борьбы с вредителями и болезнями, а так же подбором экспериментальных опытных культур;

— Декоративное озеленение — с использованием современных подходов к декоративному озеленению;

— Теплицы и питомники – обеспечение круглогодичной практической базы для деятельности школьных агропарков;

— Оригинальный подход – неординарные творческие решения, направленные на создание привлекательности, самовыражения и индивидуальности территории образовательной организации. Это могут быть шпалерный сад, ботанический сад, штамбовые растения, водоемы, арт-объекты, в том числе национально-культурные.

Субтропическое плодоводство, как уникальное для территории Сочи, является общей для всех тематикой развития агропарков. Из других аграрных направлений каждая образовательная организация выбирает наиболее подходящие в соответствии со своими возможностями: наличием ресурсов, обеспеченностью кадрами, географическими условиями местности.

Каждая школа уникальна своими особенностями и традициями, поэтому у каждого агропарка своя концепция.

Школа в национальном селе адыгов-черкесов имеет направление  «Черкесские сады. Стопами предков». В черкесском обществе была традиция выращивать плодовые деревья в лесах Кавказа — яблоки, груши, персики, айва, каштан и фундук. Сейчас в культуре эти сорта практически не встретить, они сохранились в единичных экземплярах в старых частных или заброшенных садах. Идея агропарка этой школы: сад – музей историко-культурного наследия под открытым небом, сохранение генофонда культурных растений аборигенных народов.

Идея другого агропарка — «Кавказская Ривьера» или «Лазурный берег», где средиземноморский образ создадут новые посадки винограда, мирта, оливы в сочетании с уже произрастающими итальянскими соснами, кипарисами, розмарином. В «аптекарском огороде» выращиваются прованские травы.

Еще одна школа, наряду с плодовыми субтропическими культурами – хурма, инжир, фейхоа, центром своего Агропарка сделала кустарниковый ягодник.

Агропарк с тематикой «Шелковый путь» выбрал предметом предметом своего культивирования 12 «даров востока», которые привез на территорию современного Сочи из Китая Андрей Николаевич Краснов российский ботаник, географ, путешественник, основатель Батумского ботанического сада.  Самые известные и ценные из этих растений: чай, мандарины, хурма и другие.

«Школа садовников» агропарка школы 85 развивает 4 участка плодовых садов: семечковый сад- культивирование районированных  сортов яблонь и груш; косточковый сад — культивирование районированных  сортов алычи и сливы; субтропический плодовый сад — культивирование хурмы, инжира, фейхоа и других субтропических культур, орехоплодный сад — выращивание фундука, каштана благородного, пекана (карии иллинойской), грецкого ореха.

Так же в этом агропарке есть питомник, розарий, оборудован артобъект – стела из цельного природного камня, сделанная родителями учеников с памятными знаками школы.

В рамках тематических агропарков имеются отделы, где представлены различные аграрные направления их деятельности:

— «Сад Здоровья» — дикоплодные и культурные растения  Черноморского побережья Кавказа, имеющие лекарственные свойства: хурма японская, инжир обыкновенный, унаби ююба, фейхоа, шелковица, эриоботрия японская, актинидия деликатесная (киви) и другие.

— «Таблица Менделеева на грядках»  —  фармакологический гербаретум (собрание трав), представленный по содержанию химических элементов в растениях.

— «Экзотический огород», где наряду с традиционными растениями кавказских огородов, таких, как листовая капуста (лахана), кориандр (кинза), реган, различные виды мяты и острого перца, выращиваются экзотические растения: люффа (мочалка), чайот, имбирь, батат, куркума.

Отдельного внимания заслуживает агропарк гимназии 44, расположенной в самом центре города. За два года здесь собрана коллекция цитрусовых, насчитывающая более 70 видов и сортов, оборудованы теплица и питомник, сооружены приподнятые грядки для выращивания овощных культур, построена учебная агролаборатория и птичник. Все это позволила гимназии в 2020 году получить грант Министерства просвещения и стать Федеральной инновационной площадкой с проектом «Эко-класс – эко-школа – эко-город: ступени экологического роста».

В 2019-2021 учебном году, с использованием потенциала агропарка, как практической базы, были разработаны и реализованы

— 7 программ внеурочной деятельности;

— 2 программы трудового воспитания;

— 8 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Программы ориентированы на решение таких задач, как:

  • повышение качества естественнонаучного общего образования школьников на основе интеграции и преемственности содержания общего и дополнительного образования;
  • воспитание у обучающихся ценностного отношения к труду, бережного отношения к природе, социальной ответственности;
  • создание условий для творческого развития детей на основе исследовательской и проектной деятельности в сфере агротехнологий;
  • формирование универсальных навыков XXI века, необходимых в любой сфере деятельности (soft skills): проектной командной работы, работы с информационными источниками, критического мышления, коммуникации, умения презентовать результаты своей деятельности.

За 2 года реализации проекта был значительно расширен ресурс школьных агропарков: высажено около 800 плодовых и декоративных деревьев и кустарников, в летний период выращиваются десятки сортов и гибридов овощных культур, оформлены десятки цветников.

Все это позволило учащимся летом 2020 2021 года поставить опыты по сортоиспытанию овощных культур. практически все участники опытнической работы 2020 года стали победителями и призерами Всероссийского сетевого проекта по сортоиспытанию «Малая Тимирязевка». Результаты опытнической работы 2021 года уже отправлены на конкурс, результаты ожидаются.

Важным аспектом проекта является сетевое взаимодействие с социальными партнерами из научной и экономической сфер, связанных с  аграрным направлением деятельности. Партнерами проекта «Школьный агропарк» стали ведущие научные организации Сочи: ФГБУ «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» и ФГБУ «Сочинский национальный парк», а так же передовые и экспериментальные агрохозяйства из реального сектора экономики, где с использованием современных и порой эксклюзивных авторских технологий выращивается множество уникальных и редких сортов субтропических плодовых культур, ягод, овощей. Специалисты научных организаций оказывают консультации по планированию посадок и подбору культур, в зависимости от почвенных, ландшафтных и других факторов, выбору методики проведения опытных и исследовательских работы, помогают анализировать и интерпретировать полученные результаты.

Между участниками проекта выстроена сетевая система коммуникаций по обмену информацией, опытом, а так же созданию и использованию общей методической базы.  Проводятся мероприятия по повышению компетенции педагогических кадров, занимающихся организацией деятельности школьных агропарков: семинары с привлечением специалистов, экскурсии в ведущие аргарные хозяйства, для знакомства с современными агротехнологиями.

В дальнейших планах – развитие регионального и межрегионального сетевого взаимодействия с образовательными организациями, занимающимися аналогичным направлением для обмена опытом, культурами, проведения совместных детских он-лайн конференций и другого. А так же — установление партнерства с организациями высшего и среднего специального образования для возможности дальнейшего обучения детей по аграрным направлениям.

Макарова Валентина Юрьевна, заместитель начальника управления по образованию администрации г. Сочи.

Мальц Елена Владимировна, директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр имени С. Ю. Соколова» г. Сочи.

 

.

.

.

Смотрите также

Сочинской молодежи дали порулить администрацией

18 апреля в городе Сочи состоялся День молодежного самоуправления, в рамках празднования в Российской Федерации …

6LfmZQ0UAAAAAIh8MaQpDcyYGlEtVQFnuyCcrNb3
sochilens.ru download blog.gurbanivision.com download blog.kitandknit.es download