Домой - Новости - Владимир Гостюхин: Меня часто называют главным дальнобойщиком страны

Владимир Гостюхин: Меня часто называют главным дальнобойщиком страны

Телевизионный сериал «Дальнобойщики» в начале XXI века был самым популярным у зрителей Белоруссии, России и Украины. Всем сразу пришлись по душе его главные герои — опытный «Иванович» и веселый «Сашок». Благодаря своему профессионализму, мужеству и находчивости, они преодолевали все препятствия, встречавшиеся на их пути. Исполнителем роли водителя-дальнобойщика «Ивановича» был прекрасный актер, Лауреат Государственной премии СССР, Народный артист Белоруссии Владимир Гостюхин. Недавно он побывал в Сочи, ответил здесь на вопросы нашего корреспондента.

— Владимир Васильевич, откройте секрет такой огромной популярности телевизионного сериала «Дальнобойщики». Миллионы зрителей смотрели эти серии, переживая за героев, как за самых близких людей. Что так всех волновало?

— Меня друзья часто называют главным дальнобойщиком страны. Приятно, не скрою! А секрет такого успеха прост — это народный фильм! Вместе с прекрасным актером Владиславом Галкиным, светлая ему память, мы создали образы обычных рабочих людей. И зрители это оценили, ведь всем интересно смотреть фильмы о таких же людях, как они сами. Думаю, наше кино только бы выиграло, если бы сценаристы и режиссеры перестали искать невероятные сюжеты, а чаще обращались к реальной жизни.

— В ваших биографических справках в Интернете скупо рассказывается о том, как начиналась ваша творческая карьера. Давайте восполним этот пробел.

— Давайте! Родом я с Урала, вырос, как говорится, в семье простых людей. Отец до войны был директором клуба в селе Покровском Свердловской области. Он создал замечательный театральный коллектив, мама играла в спектаклях «Бесприданница» и «Любовь Яровая». Представляете, в сельском клубе были такие серьезные постановки! Затем отец начал собирать по всем окрестным деревням хорошо поющих людей, начал репетировать, и на базе этого творческого коллектива затем был создан знаменитый Уральский народный хор. Словом, отец с душой относился к своему делу, любил свой народ и свою страну. Когда началась Великая Отечественная война, в первый же день ушел добровольцем на фронт. Оставил только матери записку, многие тогда так делали! Был старшим лейтенантом, политруком роты. Это значит, первым поднимался в атаку. Прежде всего «За Родину! За Сталина!», ну а потом густой русский мат, без которого бои не обходились. В 1942 году его тяжело ранили, отправили в госпиталь, очень долго он боролся со смертью, но победил. Когда поправился, сразу активно бросился налаживать мирную жизнь. Мы тогда уже в Свердловске жили, сейчас это город Екатеринбург.

— Вы ведь родились уже после войны?

— Можно сказать — «Дитя Победы»! Когда в стране 9 мая 1945 года отмечали окончание войны, мои родители на радостях меня и спроектировали. Достойно отметили праздник! И через девять месяцев, в марте 1946 года я появился на свет! Все мои детские воспоминания словно пронизаны той страшной войной. Множество искалеченных людей в гимнастерках на улицах, без рук, без ног, на костылях, на деревянных тележках, кто поет на рынке, кто просит милостыню. Смотреть на это было больно! Но при этом атмосфера Победы чувствовалась буквально во всем, восстанавливалась страна. Вот предприятия заработали, вот карточки отменили, вот продукты в магазинах появились. Тогда, в середине 50-х годов, мы, подростки, хорошо знали цену труду, цену заработанным деньгам. После семи классов я поступил в радиотехникум, там была возможность подрабатывать по вечерам. Сразу же устроился электриком на центральный Свердловский стадион. Как раз в 1959 году на этом стадионе проводился Чемпионат мира по скоростному бегу на коньках, отлично отработал в те дни, даже премию дали. Словом, жизнь налаживалась, специальность электрика была уже в руках.

— Погодите, а как же театр?

— Вот в том-то и дело, что тут вмешался его величество «Счастливый случай». При нашем радиотехникуме была своя художественная самодеятельность. Решили поставить спектакль «Маленькая студентка». А меня до этого приметила руководительница театральной студии, на одном из вечеров я модную песню исполнял со сцены. Понравилась ей и фигура моя мужественная, и мужской с хрипотцой голос. Словом, мне предложили роль главного героя. Пришел я на первую репетицию, и ничего не вышло. Такой центровой парень в техникуме, а тут — полный провал. Потел, краснел, вздыхал, потом повернулся и ушел! Но руководительница студии к директору техникума, верните парня. Тот вызывает и говорит «Стипендии лишим!» Отцу позвонил, тот категорически по столу ладонью хлопнул: «Ходить на все репетиции!» Пришлось идти, словно на каторгу. И тут вдруг до боли понравилась партнерша, Лиза. Согласно сценария, у нас с ней должна была случиться любовная история, а тут я по жизни влюбился! Она поначалу на меня, неумеху, и смотреть не хотела. Тогда я текст выучил на зубок, по ночам стал дома репетировать, потихоньку что-то начало получаться. Во время спектакля последняя сцена заканчивалась поцелуем главных героев. Вот во время премьеры я и решил поцеловать Лизу по-настоящему! Первый поцелуй и в жизни, и на сцене! Стою, и не выпускаю партнершу из рук, а весь зал аплодирует! тут я и понял, что же это такое театр!

— Ну а девушка?

— Ничего не вышло с той девушкой, пару раз еще сыграли в одном спектакле, затем расстались. Но я без сцены уже жить не мог! Отправился в районный Дом культуры, там работал серьезный театральный коллектив. Руководила им Ольга Солдатова. Стал постоянно заниматься, и вдруг все постороннее ушло на второй план — и учеба и работа, и спорт, и даже девушки. Однажды руководительница сказала, дескать, у тебя ведь, парень, неплохие артистические задатки. Поезжай в Москву, поступай в театральный вуз. Отправился я в ГИТИС, и что вы думаете, поступил!

— Прямо захватывающая история!

— Это еще только начало было! Учеба была очень интересной, но чего-то необычного не происходило. Сразу после последнего курса меня забрали служить в Таманскую гвардейскую дивизию, кстати говоря, это мне очень помогло затем сниматься в военных фильмах. После демобилизации с дипломом ГИТИСА отправился по московским театрам, наниматься на работу. Был на Малой Бронной, в Пушкинском, в Ленкоме, в театре Моссовета. Нигде не брали! Только в Центральном Театре Советской Армии главный режиссер Андрей Попов сказал, что мой показ ему понравился, но свободных мест в труппе нет. Пойдете временно на рабочую должность, рабочим сцены или мебельщиком-реквизитором? Пойду! Начал работать, каждый вечер в театре обставлял сцену диванами и столами, смотрел, как играют другие. Это «временно» затянулось на пять лет. Таскал мебель и тосковал, а актеры удивлялись, как это я еще не спился! А я все ждал нового счастливого случая, готовился к нему. Все подходящие роли выучивал, примерял на себя, репетировал в свободное время. И однажды удача снова улыбнулась! По болезни актера меня ввели в спектакль. Играл, сердце радовалось! И надо же, в тот вечер мою игру заприметил режиссер студии «Мосфильм». Пригласили на пробы фильма «Хождение по мукам». Прошел успешно! И тут еще один звонок, из группы режиссера Ларисы Шепитько. Она снимала фильм по повести Василя Быкова «Сотников», он вышел потом на экраны под названием «Восхождение». Хотите поучаствовать в конкурсе на главную роль? Разумеется, очень хочу!

— Это и был звездный час?

— Скажете, опять счастливый случай помог! Верно! Только к этому случаю я готовился много лет, работал над собой, и потому сразу схватил за хвост огненную Жар-птицу. И уж намертво вцепился! В тот же вечер прочитал повесть «Сотников». Книга потрясла своей жизненностью! И роль партизана Рыбака была словно для меня была предназначена. Снимался фильм просто фантастически. Конечно, Лариса Шепитько была гениальным режиссером. Она всех словно заразила своей одержимостью, стремлением сделать все, как можно лучше! Мы каждый кадр снимали, как последний кадр в жизни. Лейтенанта Сотникова играл актер Свердловского ТЮЗа Борис Плотников, все силы мы отдавали своей работе. Понимали, что такому страшному и честному фильму будет тяжело пробиваться на большой экран, и подвести Ларису Шепитько мы не имеем права! Не подвели, фильм «Восхождение» с восторгом приняли зрители, особенно бывшие партизаны. Картина получила главный приз Всесоюзного кинофестиваля в Риге, затем «Золотого медведя» на международном фестивале в Берлине. После этого, конечно, моя творческая жизнь начала складываться по иному. Фильм «Восхождение » стал для мебельщика-декоратора настоящим трамплином в большое кино.

— Дальше была «Охота на лис», картина, которая перевернула сознание целого поколения советских людей.

— Да, была «Охота на лис»! Прекрасный режиссер Вадим Абдрашитов долго искал героя на главную роль. По сценарию, рабочий-передовик Виктор Белов, кроме того, отличный семьянин и спортсмен, у которого все удается в жизни, все в полном порядке, попадает в уличную драку. И вот судят напавших на него подростков, одного из них, самого доверчивого, отправляют за решетку, а другой, наглый и хитрый, получает лишь условный срок. Тут рабочий человек вдруг начинает понимать, что ведь не все ладно в нашей жизни, если стали привычными такие беззакония. И вот сценарий готов, а актера на главную роль нет! А тут мы поехали вместе на кинофестиваль в Ригу, стоял задумчиво в поезде и смотрел в окно. Меня увидел кто-то из помощников Вадима Абдрашитова. Смотрите, говорят, да это же стоит тот самый Виктор Белов, которого мы ищем. Когда выяснилось, что я актер, все сразу решилось. Попал в прекрасную картину. На международном кинофестивале в Сан-Ремо мне потом присудили приз за лучшую мужскую роль, как раз за образ этого простого рабочего человека. Это было уже в начале 80-х годов…

— Потом начался развал Советского Союза и, соответственно, развал советского кинематографа.

— Да, так все и было! Когда в Москве начались сборища и митинги, словно почувствовав, чем все закончится, уехал работать в Минский театр-студию киноактера. Там, в Белоруссии спокойнее было. А в Москве творилось что-то невообразимое! Киностудия «Мосфильм» оказалась в ужасающем состоянии, какие-то негодяи устанавливали там свои хамские правила. Денег не хватало, ничего было непонятно! Приглашали меня сниматься в двух картинах, только начнутся съемки, все — закрывается кино! Потихоньку играл в Минске в театре, ставил спектакли, как режиссер. Но без кино было грустно! Даже думал с досадой, что никому уже никогда не понадобятся хорошие актеры. Но тут начались съемки первых отечественных телевизионных сериалов — «Буржуй», потом «Каменская». И вот однажды приезжает режиссер Юрий Кузьменко, привозит пять толстых рукописей. Сценарий «Дальнобойщиков». Прочитал, что-то родное шевельнулось в душе. Про рабочего человека фильмы, про простого шофера. Когда-то и я был таким работягой. Говорю, готов сниматься! Поехали на съемочную площадку. Появился Влад Галкин, этому я был очень рад, видел его до этого в фильме «Момент истины». Начали работать, и нас завело буквально с полвины оборота. Хотя такие тяжелые были съемки. По 12-16 часов в день, вдвоем в маленькой кабине. Но мы жили этой историей, переживали за героев, цепляли друг-друга, и получилась классная картина. Народ оценил, куда ни появлюсь сейчас, все меня о дальнобойщиках спрашивают. Особенно люблю первые 20 серий пересматривать, самые лучшие. И очень жаль, что из-за гибели Влада Галкина проект закрыли. Без этого парня, конечно, эта история не имеет смысла!

— Скажите, почему сейчас в стране так мало фильмов, которые бы волновали зрителей? В чем причина?

— Сейчас отечественный кинематограф во многом подражателен. При этом подражаем, к сожалению, далеко не самым лучшим зарубежным образцам. А надо возвращаться к традициям умного, человечного, скажем прямо, великого советского кинематографа. Каким он был разноплановым! Вспомните лучшие фильмы Андрея Тарковского, Василия Шукшина, Сергея Бондарчука. Какие непохожие друг на друга работы. Ведь комедии Леонида Гайдая никогда нельзя было спутать с комедиями Георгия Данелия, а зрители с удовольствием смотрели и одни, и другие. Такого разнообразия сейчас нет! При этом мастерство актеров падает, это заметно во многих сериалах. Иной фактурный актер просто болтает текст, и даже не стремится к воплощению характера. А продюсеры, которые платят деньги, лишь требуют подражать Голливуду, да экономят на актерах, набирая неопытную молодежь. А потом еще удивляются, что зрители в кино не ходят! Зрители пойдут в кинотеатры, когда в стране начнут снимать истории про обычных, простых людей!

— Можно последний вопрос ни о кино, а о жизни. В этом году на фестивале «Славянский базар» в Витебске вы произнесли проникновенную речь, в которой говорили о единении русского, белорусского и украинского народов. Именно к этому вы призываете всем своим творчеством?

— Для меня развал Советского Союза стал настоящей личной трагедией. Родился я в России, живу в Белоруссии, родня — на Украине. И вдруг мы все расходимся по своим хатам. Единый славянский народ, как резать по живому? Тогда в Белоруссии, как и на Украине, стала поднимать головы местная бендеровщина. Пошли по улицам Минска колонны националистов в черных рубашках с криками: «Иван! Чемодан! Москва!». Правда недолго они ходили, не стал этого терпеть народ. Все проголосовали за Александра Лукашенко, он призывал к союзу с Россией. И сразу прекратились в Белоруссии всякие националистические шабаши. Печально, что такого не случилось на Украине, там не нашлось настоящего государственного лидера. Все играли в свой местечковый национализм, вот и доигрались! Еще когда у нас возникли границы с Украиной, меня бесило. Приезжаешь в Киев — таможня, паспортный контроль, проверки. Слава Богу, этого нет и не будет в рамках Союзного государства России и Белоруссии. И надо все возможное делать, чтобы сохранить братство наших народов, а затем вернуть в наш союз и украинцев. Что же касается моего творчества, всегда, во всех своих постановках и фильмах стремился к утверждению традиционных славянских ценностей. Сохранять семью! Беречь родителей! Заботиться о детях! Мужчина должен работать, чтобы кормить своих близких! Все просто, но, к сожалению, телевизионные экраны порой зовут нас совсем к другому. Против этого надо бороться, во имя светлого будущего простых людей, которые живут и трудятся на нашей общей славянской земле…

Вела интервью Ирина СИЗОВА.

На снимках: Лауреат Государственной премии СССР, Народный артист Белоруссии Владимир Гостюхин.

.

.

.

Смотрите также

Шоу мыльных пузырей и сказочный турнир пройдет в Сочи Парке

В Сочи Парке проведут веселые каникулыВ дни каникул, с 13 по 31 марта, в тематическом …

6LfmZQ0UAAAAAIh8MaQpDcyYGlEtVQFnuyCcrNb3
sochilens.ru download blog.gurbanivision.com download blog.kitandknit.es download